РП_Русский язык_7 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Конево»

РАССМОТРЕНА

УТВЕРЖДАЮ

На заседании педагогического совета

Вр.и.о директор МБОУ СОШ с. Конево
_________________/Н,Л. Ахметова/

________
Протокол № 1 от 31.08.2022г.

Приказ № 121 - ОД от 31.08.2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
ДЛЯ 7 КЛАССА
НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составила:
Палкина Алена Викторовна,
учитель русского языка
и литературы

с. Конево 2022 г.

Раздел1. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена на основе
- Федерального закона № 273-ФЗ от 21 декабря 2012 года «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Примерной образовательной программы основного общего образования по
русскому языку с положениями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы
основного общего образования ю русскому языку и Программы по русскому языку
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
г. № 1897 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта основного общего
образования»
- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта
2011 года.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в
образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы
образовательные программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ
СОШ с. Конево;
- Учебного плана МБОУ СОШ с. Конево на 2022 -2023учебный год;
Место предмета «Русский язык» в базисном плане
Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной
программой школы используется Рабочая программа ориентирована на использование
учебника (УМК Т.А. Ладыженской): Русский язык. 7кл.: учеб. Для общеобразоват.
организаций/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2014.- 223 с.
Учебный план МБОУ СОШ с. Конево предусматривает изучение русского языка в 7
классе в объёме 4 часа в неделю, в год – 136 часов.
Срок реализации – 1 год.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса
обусловлен тем, что ее содержание направлено на формирование универсальных учебных
действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств
личности. Обучающиеся включаются в проектную исследовательскую деятельность,
основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить
вопросы, классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять правописание
орфограмм, постановку пунктограмм, происхождение слов, значение фразеологизмов,
доказывать, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же
относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика,
разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения делать выводы
и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную
учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно
выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе,
представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и
т. д.
В программе соблюдается преемственность с примерными программами
начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной
деятельности обучающихся.
В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему
формированию современной языковой картины мира, показано практическое применение
лингвистических знаний.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от
общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В
основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического,
культурологического, личностно-деятельностного, интегративного, компетентностного
подходов.
Цели:
 воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как
явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения и
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
 совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений и навыков,
обеспечивающих свободное владение русским языком; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи;
 формирование умений познавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск.
Задачи:
 формирование научного мировоззрения, вооружение основами знаний о родном
языке, развитие языкового и эстетического идеала;
 формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков,
овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи обучающихся
 развитие логического мышления, умение работать с книгой, со
справочной
литературой, совершенствование навыков чтения.
В Рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения русского языка на
ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к
Примерной программе на основе федерального государственного образовательного
стандарта. Они формируются на нескольких уровнях:

Глобальном:социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и
социальных отношений, осваиваемых в процессе знакомства с миром лингвистики;

приобщение
к познавательной культуре как системе научных
ценностей, накопленных в сфере языкознания;

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание
высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, воспитание культуры речи, интереса к
русскому языку;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового
знания о русском языке

овладениеключевыми компетентностями: учебно-познавательными,
информационными, коммуникативными;

Метапредметном:овладениесоставляющими
исследовательской
и
проектной деятельности;

умение работать с разными источниками: находить информацию в
различных источниках, анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в
другую;

способность выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках;

умение использовать орфограммы, пунктограммы, оформлять устные и
письменные ответы, речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения,
отстаивать свою позицию;

Предметном:
выделение существенных признаков изучаемых
объектов (отличительных признаков иучаемых языковых явлений);

классификация-определение принадлежности необходимых языковых
явлений к тем или иным лингвистическим категориям;






объяснение роли языка в жизни людей;
различие языковых явлений, типов и видов речи;
сравнение языковых явлений, категорий;
овладение методам: наблюдение и описание.
В Рабочей программе курса нашли отражение цели и задачи изучения русского
языка на ступени основного общего образования:
1)
воспитание духовно богатой нравственно ориентированной личности с
развитым чувством самосознания;
2)
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками,
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными
умениями и универсальными учебными действиями;
3)
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
развитие речевой культуры обучающихся;
4)
совершенствование коммуникативных, речевых способностей.
Раздел 2.Планируемые результаты по предмету «Русский язык»:
Личностные:
1)
испытывать чувство гордости за русский язык;
2)
определять роль языка в развитии способностей и качеств личности;
3)
осознавать эстетическую ценность русского языка;
4)
уметь реализовывать теоретические познания на практике;
5)
признавать право каждого на собственное мнение;
6)
уметь свободно выражать мысли в процессе речевого общения;
7)
иметь способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью;
8)
уметь слушать и слышать другое мнение.
Регулятивные:
1.организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения
разных видов работ;
2.действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя;
3.ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и
выполнением разных заданий;
4. принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
5. осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению
учебных и познавательных задач.
Познавательные:
1.осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач;
2. наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать
полученную при наблюдении информацию в виде схемы, таблицы;
3. сопоставлять информацию из разных источников;
4. давать определение лингвистическим понятиям;
5. определять основную и второстепенную информацию;
6. осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая критерии для логической
операции;
7.объяснять явления, выявляемые в ходе исследования;
8. анализировать, интерпретировать текст, используя теоретико-литературные
понятия;
9. сравнивать способы образования слов, лексические, морфологические,
синтаксические и другие языковые явления;
10. определять тип, стиль текста;
11. владеть основными понятиями курса русский язык 6 класс.
Коммуникативные:

1.
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,
осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные
способы взаимной помощи партнёрам по общению;
2.
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной форме;
3.
проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять
доброжелательное отношение к партнёрам;
4.
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнером;
5.
строить монологическую речь, вести диалог;
 учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству
Раздел 3.Содержание программы
VII КЛАСС (136 ч, 4 часа в неделю)
Русский язык как развивающееся явление. Язык и культура народа. Лингвистика как
наука о языке и речи. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому
языку как к национальной ценности.
Повторение пройденного в 5-6 классах. Публицистический стиль, его жанры, языковые
особенности. Орфографические, пунктуационные условия написания слов. Морфемные признаки слова.
Морфологические признаки частей речи. Опознавательные признаки морфемики,
орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Причастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства прилагательных и глагола у
причастия. Синтаксическая роль. Действительные и страдательные причастия.
Обособление причастного оборота. Не с причастиями. Правописание суффиксов
причастий. Н и НН в суффиксах причастий. Описание внешности человека.
Деепричастие. Повторение пройденного о глаголе. Свойства наречия и глагола у
деепричастия. Синтаксическая роль. Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Обособление деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Не с деепричастиями.
Рассказ по картине.
Наречие. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль. Текстообразующая роль.
Словообразование наречий. Не с наречиями. Правописание суффиксов наречий. Н и НН в
суффиксах наречий.
Описание действий как вид текста.
Категория состояния. Категория состояния как часть речи. Отличие от наречий.
Синтаксическая роль.
Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Служебные части речи. Культура речи.
Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов. Непроизводные и
производные предлоги. Простые и составные. Текстообразующая роль предлогов.
Слитное и раздельное написания предлогов. Дефис в предлогах.
Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на
картине.

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов. Сочинительные и
подчинительные союзы. Простые и составные. Текстообразующая роль союзов. Слитное и
раздельное написания союзов.
Устное рассуждение на дискуссионную тему, языковые особенности.
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц. Текстообразующая
роль. Формообразующие и смысловые частицы. Различение НЕ и НИ, их правописание.
Рассказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова.
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль. Звукоподражательные слова и их
отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий.
Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Раздел V. Повторение и систематизация изученного материала в 7 классе.
Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту
тему.
Раздел 4. Учебно-тематический план.
Содержание

Кол-во часов

1. Русский язык как развивающееся явление

1

2. Повторение изученного материала в 5-6 классах

7

3. Морфология и орфография. Культура речи. Причастие. Деепричастие. 53
Наречие. Категория состояния.
4. Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица.

30

5. Междометие. Звукоподражательные слова

3

6. Повторение изученного материала в 5-7 классах

7

ИТОГО

101
Количество контрольных работ

Виды контрольных работ

Кол-во
часов

Диктант

4

Словарный диктант

4

Изложение

2

Сочинение (кл)

2

Контрольное тестирование

3

Раздел 5. Календарно-тематическое планирование
№

Тема урока

Кол-во
часов

1

Русский зык как развивающееся явление.

1

2

Синтаксис. Синтаксический разбор.

1

3

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

1

4

Лексика фразеология.

1

5

Фонетика и орфография.

1

6

Словообразование и орфография. Разбор слова по составу.

1

7

Морфология и орфография морфологический разбор слов.

1

8

Орфография. Контрольный словарный диктант

1

9

Р/р. Текст. Стили русского литературного языка.

1

10

Контрольный диктант.

1

11

Анализ контрольного диктанта.

1

12

Р/р. Сочинение по картине И.Бродского « Летний сад осенью»

1

13

Причастие как часть речи

2

Р/Р Публицистический стиль

1

Склонение причастий.

1

Р/р. Описание внешности человека по личным впечатлениям.
Контрольное сочинение.

2

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

2

21

Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие
страдательные причастия

1

2223

Действительные причастия настоящего времени. Гласные суффиксах
действительных причастий настоящего времени. Контрольный словарный
диктант.

2

24

Действительные причастия прошедшего времени.

1

25

Страдательные причастия настоящего времени.

1

26

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

1

27

Страдательные причастия прошедшего времени.

1

14
15

16
17
18
19
20

28

Краткие страдательные причастия.

1

29

Морфологический разбор причастия.

1

30

РР Изложение с изменение формы действующего лица (упр 116)

1

31

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

1

3233

Н и НН в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных
от глаголов

2

3435

Н и НН в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных
от глаголов

2

36

Н и НН в кратких причастиях.

1

3738

Р/р. Контрольное выборочное изложение с описанием внешности
(отрывок из рассказа «Судьба человека»)

2

3940

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

2

41

Р/р. Устное сочинение по личным наблюдениям «Вы с ним знакомы»

1

42

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий
прошедшего времени

1

43

Повторение изученного о причастии. Переход причастий в имена
существительные.

1

44

Контрольная работа

1

45

Анализ контрольной работы

1

46

Понятие о деепричастии

1

4748

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

2

49

НЕ с деепричастиями

1

5051

Р/р. Сочинение рассказ на основе картины С Григорьева «Вратарь» от
имени одного из действующих лиц картины

2

52

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

1

53

Морфологический разбор деепричастия

1

54

Повторение по теме «Деепричастие»

1

55

Контрольный диктант.

1

56

Анализ контрольного диктанта

1

57

Наречие как часть речи.

1

58

Смысловые группы наречий.

1

5960

P.p. Сочинение в форме дневниковых записей (по картине И.Поповой
«Первый снег»)

2

61-

Степени сравнения наречий

2

62
63

Морфологический разбор наречия.

1

64

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о и –е

1

65

Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий.

1

6667

Н и НН в наречиях на -о и -е.

1

6869

Р/р. Сочинение-описание действий.

70

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

1

71

Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ, ДО, С

1

7273

Дефис между частями слова в наречиях

2

7475

РР Контрольное сочинение-описание внешности и действий человека по
картине Е.Н. Широкова «Друзья»

2

7677

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от
существительных и количественных числительных

2

78

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1

79

Повторение и систематизация изученного по теме «Наречие».

1

80

Контрольная работа

1

81

Анализ контрольной работы

1

8284

Категория состояния

3

85

Самостоятельные и служебные части речи

1

86

Предлог как часть речи.

1

87

Употребление предлогов.

1

88

Непроизводные и производные предлоги.

1

89

Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога.

1

9091

Р/р Сочинение на лингвистическую тему

2

9293

Слитное и раздельное написание производных предлогов

2

94

Союз как часть речи. Простые и составные союзы.

1

95

Сочинительные и подчинительные союзы.

1

96

Запятая перед союзами в сложном предложении.

1

Контрольный словарный диктант
2

Сочинение в форме репортажа или интервью о процессе труда по личным
впечатлениям

Дефис между частями слова в наречиях

97

Сочинительные союзы.

1

98

Подчинительные союзы.

1

99

Морфологический разбор союза.

1

100- Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ.
101
Контрольный словарный диктант

2

102- Р/р. Сочинение публицистического стиля о пользе чтения.

2

103
104

Обобщение сведений о предлогах союзах.

1

105

Контрольный диктант.

1

106

Анализ контрольного диктанта

1

107

Частица как часть речи.

1

108

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1

109

Модальные частицы.

1

110- Раздельное и слитное написание частиц.
111
Раздельное и слитное написание частиц.

2

112

Морфологический разбор частиц.

1

113

Отрицательные частицы.

1

114- Различение на письме частиц НЕ и НИ.

2

115
116- Р/р. Устное сочинение-рассказ по данному сюжету.

2

117
118- Р/р. Контрольное изложение
119

2

Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ

1

121- Различение на письме частицы НИ и приставки НИ
122

2

120

123

Обобщение и систематизация по теме «Частица»

1

124

Контрольный диктант

1

125

Анализ контрольного диктанта.

1

126- Междометие
127128

3

129

Р/р. Текст. Стили речи

.1

130

Лексические нормы

1

131

Грамматические нормы

1

132

Интонационные нормы

1

133- Контрольная работа и её анализ
134

2

135

Нормы построения текста

1

136

Нормы речевого поведения

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».