РП_ОБЖ_9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Конево»

РАССМО РАСМОТРЕНА

УТВЕРЖДАЮ

На засед на заседании педагогического совета

Вр.и.о директор МБОУ СОШ с. Конево
_________________/Н,Л. Ахметова/

________
Протокол Протокол № 1 от 31.08.2022г.

Приказ № 121 - ОД от 31.08.2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ДЛЯ 9 КЛАССА
НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель:
Каськова Ольга Николаевна

с. Конево 2022 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9
класса соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту
основного общего образования (ФГОС ООО), утверждённого Приказом Министерства
просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования”.
Программа разработана на основе примерной программы для основного общего
образования по Основам безопасности жизнедеятельности и авторской программы к
учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией Егорова С. Н. для
общеобразовательных организаций.
Рабочая программа обеспечена учебником, учебными пособиями, включенными в
федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки
РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях:


Предметная линия учебников под редакцией С. Н. Егорова: учебник для
общеобразовательных организаций / Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И.
Льняная, М. В. Маслов. — Москва: Просвещение, 2021
Планируемые результаты изучения предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»

Личностные результаты
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому
и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед
Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость
использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение
личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с
российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и
государств, находившихся на территории современной России); интериоризация
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и
построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в
мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
(способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное
отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных
норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об
основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и
истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни
человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению;
2

уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания
(идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к
конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа
допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению
переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных
и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе
упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые
формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения,
продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами;
идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение
компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей
созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального
творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности,
самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера,
формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности,
рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации
собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать
художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей
духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира;
способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации
в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры
своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к
традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях
(готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к
3

художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе
экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт,
закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами
читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в
проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа
по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют
чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения
образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и
перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и
социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации
отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на
первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с
текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том
числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать
информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание
выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в
виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических
схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной
деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию
самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и
эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на
практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства,
принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат
возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску
нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной
образовательной программы основного общего образования образовательной организации
в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала,
используемых методов работы и образовательных технологий.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий:
регулятивные, познавательные, коммуникативные.

4

Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:


анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;



идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;



выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;



ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;



формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;



обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.

1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:


определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;



обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;



определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;



выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов);



выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы
для решения задачи/достижения цели;



составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);



определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения;



описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач определенного класса;



планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.

1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:


определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
5



систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;



отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;



оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;



находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;



работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;



устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности
предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных
характеристик продукта;



сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.

1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения. Обучающийся сможет:


определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;



анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для
выполнения учебной задачи;



свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя
из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;



оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;



обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;



фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.

1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся
сможет:


наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность
и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;



соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной
деятельности и делать выводы;



принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;



самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха;



ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
6



демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления),
эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся
сможет:


подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;



выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;



выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять
их сходство;



объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления;



выделять явление из общего ряда других явлений;



определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;



строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;



строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки;



излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;



самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать
и применять способ проверки достоверности информации;



вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;



объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с
изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая;
объяснять с заданной точки зрения);



выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;



делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:


обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
7



определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков в схеме;



создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;



строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;



создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;



преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;



переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического
или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;



строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный
ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется
алгоритм;



строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;



анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной
проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки
продукта/результата.

3. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:


находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);



ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;



устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;



резюмировать главную идею текста;



преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный,
информационный, текст non-fiction);



критически оценивать содержание и форму текста.

4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации. Обучающийся сможет:


определять свое отношение к природной среде;



анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых
организмов;



проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;



прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действие другого фактора;



распространять экологические знания и участвовать в практических делах по
защите окружающей среды;

8



выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные
работы.

5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и
других поисковых систем. Обучающийся сможет:


определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;



осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;



формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;



соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:


определять возможные роли в совместной деятельности;



играть определенную роль в совместной деятельности;



принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы,
теории;



определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;



строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;



корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);



критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;



предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;



выделять общую точку зрения в дискуссии;



договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;



организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);



устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
9



определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;



отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);



представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;



соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;



высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;



принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;



создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием
необходимых речевых средств;



использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;



использовать невербальные средства или наглядные материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;



делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ). Обучающийся сможет:


целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые
для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;



выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации;



выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;



использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;



использовать информацию с учетом этических и правовых норм;



создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные
Выпускник научится:


классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;



использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в
атмосфере, воде и почве;



использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов
питания с использованием бытовых приборов;
10



классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций
при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и
продуктов питания;



безопасно, использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды
и продуктов питания;



безопасно использовать бытовые приборы;



безопасно использовать средства бытовой химии;



безопасно использовать средства коммуникации;



классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного
характера;



предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций
криминогенного характера;



безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на
улице;



безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в
подъезде;



безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в
лифте;



безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в
квартире;



безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;



безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;



адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;



адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;



безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;



безопасно применять первичные средства пожаротушения;



соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;



соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;



соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного
средства;



классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на
воде;



адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;



использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;



классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических походах;



готовиться к туристическим походам;



адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;



адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;
11



добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;



добывать и очищать воду в автономных условиях;



добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать)
временное жилище в автономных условиях;



подавать сигналы бедствия и отвечать на них;



характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного
характера для личности, общества и государства;



предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций
природного характера;



классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
природного характера;



безопасно использовать средства индивидуальной защиты;



характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного
характера для личности, общества и государства;



предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях
техногенного характера;



классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера;



безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;



безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;



комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в
случае эвакуации;



классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма,
наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;



классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма,
наркотизма;



адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении
неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного
устройства;



адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или
захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по
освобождению заложников;



классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов,
регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;



классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого
скопления людей;



предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах
большого скопления людей;



адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового
скопления людей;



оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
12



характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и
значение для личности, общества и государства;



классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие
здоровье;



планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего
здоровья;



адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению
здоровья;планировать распорядок дня с учетом нагрузок;



выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;



безопасно использовать ресурсы интернета;



анализировать состояние своего здоровья;



определять состояния оказания неотложной помощи;



использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;



классифицировать средства оказания первой помощи;



оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;



извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;



оказывать первую помощь при ушибах;



оказывать первую помощь при растяжениях;



оказывать первую помощь при вывихах;



оказывать первую помощь при переломах;



оказывать первую помощь при ожогах;



оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;



оказывать первую помощь при отравлениях;



оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;



оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.

Выпускник получит возможность научиться:


безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;



классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в
туристических походах;



готовиться к туристическим походам;



адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;



анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого
скопления людей;



анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного
характера;



безопасно вести и применять права покупателя;



анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;
13



предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую,
экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных
привычек и факторов и на состояние своего здоровья;



характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на
здоровье человека;



классифицировать и характеризовать основные положения законодательных
актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;



владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании
современной культуры безопасности жизнедеятельности;



классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;



оказывать первую помощь при не инфекционных заболеваниях;



оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;



оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;



оказывать первую помощь при коме;



оказывать первую помощь при поражении электрическим током;



использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности
жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернетресурсы и другие базы данных;



усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;



исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и
чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные
эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной
безопасности;



творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области
безопасности жизнедеятельности.

Содержание учебного предмета
МОДУЛЬ «ЗДОРОВЬЕ И КАК ЕГО СОХРАНИТЬ»
14

Здоровье и факторы, влияющие на него
Что такое здоровье и здоровый образ жизни.
Определения понятий «здоровье», «здоровый образ жизни». Физическое здоровье.
Духовное здоровье. Неразрывная связь физического и духовного здоровья.
Как сохранить здоровье.
Режим дня. Отдых. Сон как важнейший признак здоровья. Правильная и неправильная
осанка при ходьбе и при работе за письменным столом. Близорукость и дальнозоркость.
Развитие физических качеств (сила, быстрота, выносливость). Малоподвижный образ
жизни. Двигательная активность. Закаливание и закаливающие процедуры. Питание.
Вода, белки, витамины, жиры, минеральные вещества, углеводы — необходимые
элементы, требующиеся для развития организма.
Личная гигиена.
Определение понятия «гигиена». Уход за зубами. Уход за кожей.
Выбор одежды по сезону. Правила гигиены на каждый день.
Предупреждение вредных привычек.
Вред табакокурения и употребления спиртных напитков. Негативное отношение к приёму
наркотических и токсикоманических веществ.
Основные правила здорового образа жизни.
Здоровье и правила его сбережения
Факторы, способствующие сбережению здоровья.
Правильное и неправильное питание. Закаливание организма.
Факторы, разрушающие здоровье.
Долгое сидение за компьютером. Избыточный вес.
Профилактика вредных привычек.
Вред от употребления алкогольных напитков, табака, наркотиков. Игромания.
Компьютерная игровая зависимость. Как избежать этой зависимости.
Как избежать отрицательного воздействия окружающей среды на развитие и здоровье
человека.
Физические, химические и социальные антропогенные факторы окружающей среды.
Экологическая безопасность.
Правила личной гигиены при занятиях туризмом.
Правильный выбор одежды и обуви по сезону для участия в походе. Соблюдение правил
личной гигиены в походе.
Туризм как часть комплекса ГТО.
Чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения
Эпидемии.
Понятия «эпидемия», «пандемия». Пандемия коронавируса. Правила профилактики
коронавируса.
Эпизоотии.
15

Понятия «эпизоотический очаг», «панзоотия». Признаки инфекционных заболеваний
животных.
Эпифитотии.
Понятия «эпифитотия», «панфитотия». Признаки инфекционных заболеваний растений.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения.
Защита от эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.
Здоровье и здоровый образ жизни
Зависимость благополучия человека от его здоровья. Как сформировать
индивидуальную модель здорового образа жизни. Как избежать инфекционных
заболеваний. Влияние вредных привычек на здоровье человека.
Табакокурение. Электронные сигареты. Не употребляйте алкогольные напитки.
Наркозависимость.
Здоровье как важная составляющая благополучия чело- века.
Физиологическая составляющая здоровья. Психологическая составляющая здоровья.
Нравственная составляющая здоровья.
Что включает в себя здоровый образ жизни.
Обязательные правила при составлении режима дня. Преодоление социальных
опасностей, угрожающих здоровью и жизни.
Значение репродуктивного здоровья для населения страны.
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье. Улучшение демографической
ситуации на государственном уровне.
Семейно-брачные отношения.
Репродуктивная функция семьи. Что нужно понимать перед тем, как создать семью.
Семейное право в Российской Федерации.
Основные положения Семейного кодекса Российской Федерации.
МОДУЛЬ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В
ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ
НАСЕЛЕНИЯ» Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от
их последствий
Разновидности чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Аварии и катастрофы в современной промышленности и энергетике.
Аварии на радиационно опасных объектах и защита населения от их последствий.
Понятие «радиационная защита». Источники облучения. Правила поведения при аварии
на радиационно опасном объекте. Меры радиационной защиты населения.
Аварии на химически опасных объектах и защита населения от их последствий.
Источники химической опасности для населения. Правила поведения в зоне химической
аварии. Правила поведения при движении по заражённой территории. Средства
индивидуальной защиты населения от АХОВ.
Аварии на взрывопожароопасных объектах и защита населения от их последствий.
16

Пожары и взрывы с тяжёлыми социальными и экономическими потерями. Четыре класса
опасностей производственных объектов. Средства защиты населения. Как вести себя при
взрыве.
Аварии на гидротехнических сооружениях и защита населения от их последствий.
Виды гидротехнических сооружений. Основные причины аварий на плотинах. Меры по
защите населения.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Сигнал «Внимание всем!». Общероссийская комплексная система информирования и
оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). Действия по
сигналам гражданской обороны.
Виды и способы эвакуации населения.
Организация эвакуации населения по производственно-территориальному принципу.
Виды эвакуации в зависимости от сроков проведения. Локальная, местная, региональная
эвакуация. Особенности организации и осуществления эвакуационных мероприятий при
авариях и катастрофах. Действия после получения информации об эвакуации.
Инженерные сооружения для защиты населения.
Инженерная защита населения и её функции. Защитные сооружения гражданской
обороны. Противорадиационные укрытия (ПРУ). Простейшие укрытия.
Национальная безопасность Российской Федерации на современном этапе
Нормативноправовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности личности, общ
ества, государства.
Права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности, изложенные в
документах государственного законодательства (Конституция Российской Федерации,
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации и др.).
Классификация чрезвычайных ситуаций природного и техно- генного характера.
Основные угрозы военной безопасности Российской Федерации.
Основные внешние военные опасности. Основные внутренние военные опасности.
Основные военные угрозы.

МОДУЛЬ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» Антропогенное влияние на
окружающую среду и безопасность
Источники загрязнения окружающей среды.
Загрязнение атмосферы. Загрязнение почв. Загрязнение вод. Типовые приборы контроля
качества окружающей среды и продуктов питания.
Правила безопасного поведения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Безопасное поведение в местах с загрязнённой атмосферой. Безопасное поведение в
местах с загрязнённой водой. Безопасное поведение в местах с загрязнённой почвой.
МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ» Безопасность в
криминогенных ситуациях
Как избежать встречи с преступником.
17

Безопасность на улице. Безопасность в городском транспорте. Как обеспечить свою
безопасность в квартире. Осторожно: мошенничество.
Как избежать встречи с наркоторговцем.
Понятие «наркотизм». Противодействие наркотизму.

Безопасность в учебном и производственном процессах
Безопасность на уроках и переменах. Безопасность на практических занятиях.
Защита прав потребителей в Российской Федерации
Права потребителя на безопасность товара.
Основные положения Федерального закона «О защите прав потребителей».
Защита прав потребителей при использовании приобретённого товара.
Безопасность товара (работы, услуги). Информация о товарах (работах, услугах). От чего
зависит уровень защищённости потребителя от опасного товара.
Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям.
Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков. Замена товара ненадлежащего
качества.
Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг).
Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной
услуги).
МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ
ПРОСТРАНСТВЕ» Безопасность в информационной среде
Что такое информационная среда.
Понятия «информационная среда», «информационная безопасность». Основные
источники информации.
Безопасное использование информационных ресурсов.
Понятие «киберзависимость». Правила безопасности для защиты от информационных
угроз и опасностей.
Безопасность в Интернете
Информационная безопасность.
Информационная безопасность детей. Угроза информационной безопасности. Основные
правила поведения в социальных сетях.
Компьютерная игромания.
Признаки заболевания у подростков, слишком увлечённых компьютерными играми.
Деструктивное поведение в социальных сетях. Как не стать жертвой кибербуллинга.
Понятия «буллинг», «кибербуллинг». Способы избежать контактов с компьютерными
агрессорами.
Как не стать жертвой мошенничества в социальных сетях.
18

Как распознать действия кибермошенников. Как защитить свои денежные средства при
использовании платёжных средств в Интернете.
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ И
ТЕРРОРИЗМУ» Экстремизм и терроризм — угрозы личности, обществу и государству
Что такое экстремизм.
Понятия «экстремизм», «экстремистская деятельность». Опасные формы экстремистской
деятельности. Ответственность за экстремистскую деятельность.
Терроризм — крайняя форма экстремизма.
Понятие «терроризм». Различные виды террористической деятельности. Ложные
сообщения о терактах. Формы проявления терроризма. Ответственность
несовершеннолетних за участие в террористической деятельности.
Правила безопасного поведения при угрозе или совершении террористического акта.
Признаки наличия взрывного устройства. Правила поведения в различных ситуациях,
связанных с проявлением террористической деятельности.
Терроризм — угроза обществу и каждому
Как государство борется с терроризмом.
Государственное законодательство о борьбе с терроризмом. Основные задачи
Национального антитеррористического комитета (НАК).
Особенности современного терроризма.
Виды современной террористической деятельности. Телефонные террористы.
Как не стать пособником террористов.
Как действуют вербовщики террористических организаций. Статьи Уголовного кодекса
Российской Федерации, предусмотренные за террористическую деятельность, в том числе
для лиц, кото- рым исполнилось на момент преступления 14 лет.
Формирование антитеррористического поведения.
Противодействие экстремизму и терроризму
Терроризм — угроза национальной безопасности России.
Основные нормативно-правовые акты по противодействию экстремизму и терроризму.
Федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности», «О
противодействии терроризму» и другие документы.
Общегосударственное противодействие терроризму.
Основные задачи противодействия терроризму. Основные на- правления предупреждения
(профилактики) терроризма. Силовые ведомства, привлекаемые к антитеррористической
деятельности.
Противодействие вовлечению в сообщества экстремистской направленности.
Праворадикальные сообщества. Леворадикальные сообщества. Как избежать вовлечения в
радикальные сообщества и не попасть под влияние экстремистской идеологии. Общие
правила Интернет-безопасности с целью противостояния экстремизму и терроризму.
Правила поведения в различных ситуациях, связанных с
антитеррористической безопасностью.
19

Обнаружение подозрительного предмета, который может оказаться взрывным
устройством. Захват в заложники. Правила поведения при захвате самолёта террористами.
Обеспечение безопасности при перестрелке. МОДУЛЬ «БЕЗОПАСНОСТЬ В
СОЦИУМЕ» Безопасность в криминогенных ситуациях
Как избежать контактов со злоумышленниками и преступной средой.
Понятие «криминогенная ситуация». Разновидности преступлений. Правила безопасного
поведения на улице, в образовательной организации, дома, которые необходимо
соблюдать, чтобы не стать жертвой злоумышленников.
Советы на всю жизнь.
Полезные правила, которые помогут детям и подросткам избежать криминальных угроз.
Как улучшить отношения с окружающими
Стресс и стрессовые ситуации.
Как снизить влияние стресса на поведение и общее состояние человека.
Методы самовнушения, самоубеждения и самоприказа в борьбе со стрессом.
Конфликт — особенности общения.
Как избежать конфликтной ситуации. Побег из дома. Единый общероссийский телефон
доверия для детей, подростков и их родителей.
Безопасность в социальных сетях.
Как не стать жертвой принуждения к самоубийству (суициду). Как противостоять
опасностям вовлечения в группы смерти.
Опасности вовлечения в экстремистские субкультуры
«Колумбайн» и «скулшутинг» — опасные враги общества.
Признаки агрессивного поведения у подростков. Не позволяйте собой манипулировать.
Как противостоять манипуляциям в информационной среде.
Противодействие вовлечению в криминальные сообщества.
Признаки воздействия криминальных сообществ на учащихся. Что нужно делать, чтобы
снизить риск попадания под влияние криминальных структур.
МОДУЛЬ «КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Защита
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Гражданская оборона.
Система управления гражданской обороной. Мероприятия по гражданской обороне.
Подготовка населения в области гражданской обороны. Задачи в области гражданской
обороны. Принципы организации и ведения гражданской обороны. Права и обязанности
граждан в области гражданской обороны. Силы гражданской обороны.
Деятельность МЧС России.
Структура и основные задачи МЧС России. Основные функции МЧС России.
Основные функции РСЧС.
Структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Силы и средства РСЧС.
Примерная тематика практических занятий
20

Разработка маршрута туристского похода.
Ориентирование на местности (по карте, компасу, местным предметам, природным
признакам).
Сооружение жилища для автономного существования. Оказание первой помощи при
травмах.
Оказание первой помощи при кровотечениях. Оказание первой помощи при ожоге.
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе. Оказание первой помощи при
электротравме.
Оказание помощи и самопомощи при инфекционных заболеваниях.
Работа с типовыми приборами для контроля окружающей среды.
МОДУЛЬ «ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ» Первая помощь и правила её
оказания
Основные правила оказания первой помощи.
Цель оказания первой помощи. Неотложные состояния, при которых необходимо
оказывать помощь. Телефоны для вызова скорой медицинской помощи. Средства из
домашней аптечки, которые нужно использовать при оказании первой помощи.
Первая помощь и взаимопомощь при ожоге.
Виды ожогов в зависимости от травмирующего источника, воз- действующего на кожу
(термические, электрические, лучевые, химические). Поверхностные и глубокие ожоги.
Правила первой помощи при различных видах ожогов.
Первая помощь при отравлениях.
Различные пути попадания яда в человеческий организм. Правила безопасности для
предупреждения случаев отравления. Первая помощь при отравлении минеральными
веществами и бытовой химией.
Первая помощь при травмах.
Понятия «ушиб», «травма». Первая помощь при ушибах и ссадинах.
Первая помощь при чрезвычайных ситуациях.
Правила оказания первой помощи в условиях различных чрезвычайных ситуаций.
Важность своевременного оказания первой помощи. Первая помощь при электротравме.
Первая помощь при кровотечении.
Наружные и внутренние кровотечения. Виды кровотечения — капиллярное, венозное,
артериальное, смешанное. Способы временной остановки наружного кровотечения.
Оказание первой помощи при носовом кровотечении.
Первая помощь при ушибах и переломах.
Транспортировка пострадавших в медицинское учреждение.
Способы транспортировки пострадавшего.
Первая помощь в природных условиях
Народные средства первой помощи.
Средства для остановки кровотечения, от кашля, от воспаления.
21

Первая помощь при травматических повреждениях.
Первая помощь при травме конечностей, при повреждении глаз и носа. Иммобилизация
при травме конечностей.
Первая помощь при солнечном и тепловом ударе.
Первая помощь при переохлаждении, отморожении и ожоге. Психологическая поддержк
а пострадавшего.
Оказание первой помощи
Значение первой помощи при неотложных состояниях.
Средства, рекомендуемые для оказания первой помощи.
Оказание первой помощи при травмах.
Переломы, вывихи, растяжения.
Оказание первой помощи при утоплении, остановке сердца и коме.
Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами.
Первая помощь при массовых поражениях людей.
Первая помощь при попадании инородного тела в верхние дыхательные пути.
Действия по удалению инородного тела.
Первая помощь при отсутствии сознания и остановке дыхания.

22

Тематическое планирование по ОБЖ составлено с учётом рабочей программы воспитания.
Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию
следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся:
1. Формирование понимания целостности образовательной среды, включающей урочную
и внеурочную деятельность по предмету ОБЖ.
2. Формирование российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к
Отечеству, принятым в обществе ценностям) средствами предмета ОБЖ, включение в
содержание уроков исторического аспекта, героических примеров спасения и оказания
первой помощи в реальной жизни, описания общепризнанных доблестных поступков
соотечественников.
3. Создание условий для саморазвития и успешной реализации образовательного интереса
школьников, формирование у них позитивной самооценки и способности к реализации
личностного потенциала путем включения в учебный процесс по ОБЖ творческих
заданий, не только отражающих актуальные запросы подрастающего поколения, но и
соответствующих уровню возрастного развития.
4. Формирование личностных компетентностей и внутренней позиции, необходимых для
конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учётом правовых
норм, установленных российским законодательством.
5. Создание условий для осмысления необходимости уважительного отношения к своему
праву и правам других людей на собственное мнение и личные убеждения, что
предполагает активное использование групповых и других интерактивных форм
проведения уроков по ОБЖ.
6. Развитие опыта нравственно значимой деятельности, конструктивного социального
поведения в соответствии с этическими нормами взаимоотношений с противоположным
полом, со старшими и младшими, в семье, что обеспечивается систематическим
проведением внеурочных мероприятий с привлечением родителей, людей старшего
поколения, представителей органов государственной власти.
7. Формирование мотивации и уважения к труду и самообслуживанию, потребности к
выбору будущей профессии, что достигается проведением открытых уроков с
привлечением сотрудников различных экстренных служб, внеурочных мероприятий по
вопросам безопасности жизнедеятельности на их базе.
8. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности, убеждённости в
необходимости выбора здорового образа жизни посредством детального разъяснения
23

принципов безопасного поведения, планомерной и целенаправленной разработки и
внедрения в сознание модели индивидуального безопасного поведения.
9. Содействие развитию педагогической компетентности родителей через вовлечение их в
совместную с детьми образовательную деятельность по предмету ОБЖ.

Тематическое планирование курса ОБЖ 9 класс /34ч./
№ п/п

Название темы

Количество часов
отводимые для
изучение темы

Модуль 1 «Здоровье и как его сохранить»
1

Здоровье и здоровый образ жизни

5

Модуль 2 «Взаимодействие личности, общества и государства в
обеспечении безопасности жизни и здоровья населения»
2

Национальная безопасность Российской Федерации на современном
этапе

3

Модуль 3 «Экологическая безопасность»
3

Антропогенное влияние на окружающую среду и безопасность

2

Модуль 4 «Безопасность в общественных местах»
4

Защита прав потребителей в Российской Федерации

4

Модуль 5 «Безопасность в информационном пространстве»
5

Безопасность в Интернете

5

Модуль 6 «Основы противодействия экстремизму и терроризму»
6

Противодействие экстремизму и терроризму

5

Модуль 7 «Безопасность в социуме»
7

Опасности вовлечения в экстремистские субкультуры

2

Модуль 8 «Культура безопасности жизнедеятельности
8

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

3

Модуль 9 «Основы медицинских знаний»
9

Оказание первой помощи

4

24

Тематическое планирование
Основы безопасности жизнедеятельности
9 класс
№

Тема урока

Тип урока

п/
п

Планируемые результаты (в соответствии ФГОС ООО)
Предметные

Метапредметные

Личностные

Модуль «Здоровье и как его сохранить»
Тема 1. Здоровье и здоровый образ жизни (5 часов)
Здоровье как
важная
составляющая
благополучия
человека.

Вводный
урок.

2.

Что включает в
себя здоровый
образ жизни.

3.

4.

1.

Формирование
ответственного
отношения,
познавательных
интересов и мотивов
к обучению.
Формирование
навыков культуры
безопасности
жизнедеятельности

Умение
применять
полученные
теоретические
знания,
принимать
обоснованные
решения

Развитие
познавательных
интересов,
учебных мотивов.
Усвоение
характеристик
биологической и
психологической
составляющих
здоровья

Актуализац
ия новых
знаний.
Урок
изучения
нового
материала

Знание значения
составляющих
здорового образа
жизни: режима дня,
закаливания,
двигательной
активности

Умение различать
составляющие
здорового образа
жизни: режима
дня, закаливания,
двигательной
активности

Знание и
понимание
опасности таких
явлений, как
вербовка в секту,
возможность
суицида

Значение
репродуктивного
здоровья для
населения страны.

Комбиниро
ванный
урок

Знания о путях
повышения качества
жизни российских
граждан; о здоровье
населения,
здравоохранении,
культуре; о значении
репродуктивного
здоровья для
развития страны

Понимание
факторов,
разрушающих
репродуктивное
здоровье

Развитие
познавательных
интересов к роли
государства в
улучшении
демографической
ситуации в стране

Семейно-брачные
отношения.

Комбиниро
ванный
урок

Знания об основах
семейно-брачных
отношений,
семейного права
Российской
Федерации

Понимание
влияния
определенного
поведения
каждого человека
на семейнобрачные
отношения

Знание
характеристик
основ семейнобрачных
отношений,
семейного права
Российской
Федерации как

Урок
изучения
нового
материала

25

важной базы для
обеспечения
безопасности
страны
5.

Семейное право в
Российской
Федерации.

Комбиниро
ванный
урок

Знания об основах
семейно-брачных
отношений,
семейного права
Российской
Федерации

Освоение
основных
положений
законодательства
РФ о семье

Знание
характеристик
основ семейнобрачных
отношений,
семейного права
Российской
Федерации как
важной базы для
обеспечения
безопасности
страны

Модуль «Взаимодействие личности, общества и государства в обеспечении без

Тема 2. Национальная безопасность Российской Федерации на современн
6.

Нормативноправовая база
Российской
Федерации в
области
обеспечения
безопасности
населения.

Комбиниро
ванный
урок.
Систематиз
ация
знаний и
умений

Знания
характеристик
основных
нормативноправовых документов
Российской
Федерации,
регламентирующих
обеспечение
безопасности
населения

Освоение
информации об
обязанностях
граждан по
защите
государства, об
основных
нормативноправовых
документах
Российской
Федерации,
регламентирующ
их обеспечение
безопасности
населения

Знание правовых
основ
безопасности
государства и
нормативноправовой базы
Российской
Федерации в
области
обеспечения
безопасности
населения

7.

Классификация
чрезвычайных
ситуаций.

Комбиниро
ванный
урок

Знания о
классификации
чрезвычайных
ситуаций в
зависимости от
источников и сферы
распространения

Понимание о
классификации
чрезвычайных
ситуаций в
зависимости от
источников и
сферы
распространения

Знание политики
государства в
области защиты
населения в
различных
чрезвычайных
ситуациях

8.

Основные угрозы
военной
безопасности
Российской
Федерации.

Актуализац
ия новых
знаний и
умений.
Урок
изучения
нового
материала

Знания основных
внешних и
внутренних военных
опасностей

Понимание
фактов основных
угроз военной
безопасности
Российской
Федерации,
использование
полученных

Формирование
познавательных
интересов и
мотивов к
изучению обороны
как составной
части
национальной

26

знаний и умений
для обеспечения
безопасности

безопасности
страны

Модуль «Экологическая безопасность»

Тема 3. Антропогенное влияние на окружающую среду и безопаснос
9.

Источники
загрязнения
окружающей
среды.

Комбиниро
ванный
урок

Знания источников
загрязнения почвы,
воды, воздуха

Понимание
работы типовых
приборов для
контроля
окружающей
среды

Усвоение
характеристик
веществ и
факторов,
изменяющих
нормальную
структуру
окружающей
среды

10
.

Правила
безопасного
поведения в
местах с
неблагоприятной
экологической
обстановкой

Комбиниро
ванный
урок

Знание положений
Конституции РФ,
гарантирующих
права и свободы
человека и
гражданина,
определяющих его
обязанности; краткое
содержание
основных законов РФ
по обеспечению
экологической
безопасности

Усвоение
основных задач
государственных
служб по защите
населения и
территорий от
чрезвычайных
ситуаций
природного и
техногенного
характера;
понимание
предназначения
экологической
службы, её
истории и задач;
использование
полученных
знаний для
обращения в
службы
экстренной
помощи с целью
обеспечения
экологической
безопасности

Развитие учебной
мотивации к
знанию
законодательных,
нормативных и
правовых основ
обеспечения
экологической
безопасности.
Усвоение
различных
вариантов
поведения в местах
с неблагоприятной
экологической
ситуацией

Модуль «Безопасность в общественных местах»

Тема 4. Защита прав потребителей в Российской Федерации (4
11
.

Права
потребителя на
безопасность
товара.

Комбиниро
ванный
урок

Знание документов,
регламентирующих
права и обязанности
потребителей товаров
и услуг;
мероприятий,
проводимых по
защите населения от
27

Представление о
современных
товарах и услугах;
умение
предвидеть
потенциальные
опасности и
правильно

Усвоение причин
возникновения
опасных ситуаций
в области
потребления
товаров и услуг

недоброкачественных
товаров

действовать в
случае их
наступления

12
.

Защита прав
потребителей при
использовании
приобретённого
товара.

Комбиниро
ванный
урок

Знания уровней
защиты прав
потребителей

Понимание, что
уровень защиты
прав
потребителей
зависит от уровня
культуры
безопасности
населения

Умение составлять
алгоритм своего
поведения во
время наиболее
вероятных
конфликтных
происшествий

13
.

Защита прав
потребителей при
продаже товаров
потребителям.

Комбиниро
ванный
урок

Знание правил
обмена и возврата
товара

Понимание прав
потребителей при
продаже товаров

Усвоение правил
обмена и возврата
товара

14
.

Защита прав
потребителей при
выполнении работ
(оказании услуг)

Комбиниро
ванный
урок

Знание чрезвычайных
ситуаций при
выполнении работ и
оказании услуг, их
возможных причин и
наиболее
существенных
последствий

Усвоение
информации о
конфликтах при
выполнении работ
и оказании услуг,
их причинах и
последствиях;
умение
действовать при
решении проблем

Формирование
представления о
знаниях, которыми
должен обладать
потребитель,
приобретая товары
и услуги

Модуль «Безопасность в информационном пространстве»
Тема 5. Безопасность в Интернете (5 часов)
15
.

Информационная
безопасность.

Комбиниро
ванный
урок

Знание основных
задач региональных и
территориальных
центров
мониторинга,
федеральных и
территориальных
органов
исполнительной
власти, органов
местного
самоуправления
участвующих в
организации
информационной
безопасности

Понимание
сущности
информационной
опасности как
совокупности
факторов,
создающих угрозу
для
жизнедеятельност
и человека

Формирование
познавательных
интересов и
мотивов к
мониторингу
информации,
прогнозированию
и устранению её
поражающих
факторов

16
.

Компьютерная
игромания.

Комбиниро
ванный
урок

Знание об игромании
и её проявлении,
компьютерной
безопасности

Понимание
игромании, её
видов,
современных

Усвоение знаний о
правилах
безопасного
поведения в

28

человека

особенностей и
опасности;
освоение защиты
при угрозе
попадания в
зависимость от
неё

социальных сетях

17
.

Деструктивное
Комбиниро
поведение в
ванный
социальных сетях. урок

Знание об игромании
и её проявлении,
компьютерной
безопасности
человека

Понимание
игромании, её
видов,
современных
особенностей и
опасности;
освоение защиты
при угрозе
попадания в
зависимость от
неё

Усвоение знаний о
правилах
безопасного
поведения в
социальных сетях

18
.

Как не стать
жертвой
кибербуллинга.

Знание опасностей
таких деструктивных
социальных явлений,
как кибербуллинг,
кибермошенничество

Понимание
важности
профилактически
х мероприятий
для иммунитета;
понимание вреда
кибербуллинга и
его влияния на
здоровье; умение
использовать
приобретенные
знания для
ведения
здорового образа
жизни, оказания
помощи

Получение
представлений о
здоровье и
кибербуллинге;
усвоение правил
личного
отношения к
информационному
пространству и
индивидуального
безопасного
поведения в
повседневной
жизни

19
.

Как не стать
Комбиниро
жертвой
ванный
мошенничества в
урок
социальных сетях.

Знания о
мошенничестве, его
влиянии на
поведение человека,
социальных
последствиях,
снижении
защищённости, о
социальной помощи

Понимание
важности
профилактически
х мероприятий
для иммунитета;
понимание вреда
кибербуллинга и
его влияния на
здоровье; умение
использовать
приобретенные
знания для
ведения
здорового образа
жизни, оказания
помощи

Усвоение правил
индивидуального
безопасного
поведения в
ситуациях,
угрожающих
жизни и здоровью
мошенничеством;
умение
самостоятельно
планировать пути
достижения целей
социальной
защищенности

Комбиниро
ванный
урок

Модуль «Основы противодействия экстремизму и террориз
29

Тема 6. Противодействие экстремизму и терроризму (5 часо
20
.

Терроризм –
угроза
национальной
безопасности
России.

Комбиниро
ванный
урок

Знания о терроризме
как идеологии
насилия и практике
разрушительных
действий для людей и
организаций

Усвоение
принципов и
характеристик
терроризма как
идеологии
насилия и
практики
разрушительных
действий для
людей и
организаций

Получение
представления о
терроризме как
идеологии насилия
и практике
разрушительных
действий для
людей и
организаций

21
.

Основные
нормативноправовые акты по
противодействию
экстремизму и
терроризму.

Комбиниро
ванный
урок

Знание нормативноправовых
документов,
регламентирующих
антитеррористическу
ю деятельность
государства, а также
организаций,
осуществляющих
руководство этой
деятельностью

Понимание
критериев
безопасности,
умение делать
выводы о
безопасности,
использование
приобретенных
знаний в
повседневной
жизни

Развитие
познавательных
интересов и
учебных мотивов к
изучению
основных
нормативноправовых актов по
противодействию
экстремизму и
терроризму

22
.

Общегосударстве
нное
противодействие
терроризму.

Комбиниро
ванный
урок

Знание
общегосударственной
политики по
противодействию
терроризму, а также
организаций,
осуществляющих
руководство этой
деятельностью

Понимание
критериев
безопасности,
умение делать
выводы о
безопасности,
использование
приобретенных
знаний в
повседневной
жизни

Развитие
познавательных
интересов и
учебных мотивов к
изучению
основных
нормативноправовых актов по
противодействию
экстремизму и
терроризму

23
.

Противодействие
вовлечению в
группировки
экстремистской
направленности.

Комбиниро
ванный
урок

Знания и
представления о
деятельности
леворадикальных и
праворадикальных
сообществ

Понимание
деятельности
леворадикальных
и
праворадикальны
х сообществ

Формирование
ответственного
отношения к
противодействию
вовлечения в
группировки
экстремистской
направленности

24
.

Правила
поведения в
различных
ситуациях,
связанных с
антитеррористиче
ской
безопасностью.

Комбиниро
ванный
урок

Знание правил
поведения в опасных
террористических
ситуациях

Понимание
правил поведения
в различных
ситуациях,
связанных с
антитеррористиче
ской
безопасностью

Формирование
ответственного
отношения к
противодействию
ситуациям,
связанным с
антитеррористичес
кой безопасностью

30

Модуль «Безопасность в социуме»

Тема 7. Опасности вовлечения в экстремистские субкультуры (
25
.

«Колумбайн» и
«скулшутинг» опасные враги
общества.

Комбиниро
ванный
урок

Знания причин
агрессивного
поведения,
манипулирования
подростками как
основы
формирования
деструктивных
сообществ

Понимание
причин
агрессивного
поведения,
манипулирования
подростками как
основы
формирования
деструктивных
сообществ

Формирование
умения
противостоять
манипулированию
в информационной
среде. Освоение
приемов действий
в опасных и
чрезвычайных
ситуациях
различного
характера

26
.

Противодействие
вовлечению в
криминальные
сообщества.

Комбиниро
ванный
урок

Знание признаков
вовлечения
подростков в
асоциальные
сообщества

Умение
определить
признаки
вовлечения
подростков в
асоциальные
сообщества

Формирование
навыков оказания
противодействия
вовлечению в
криминальные
сообщества

Модуль «Культура безопасности жизнедеятельности»

Тема 8. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаци
27
.

Гражданская
оборона.

Комбиниро
ванный
урок

Знание понятий
гражданской
обороны, основных
причин её создания и
задач деятельности

Понимание
системы
гражданской
обороны,
защищающей
население,
материальные и
культурные
ценности
Российской
Федерации

Умение объяснять
задачи, решаемые
системой
гражданской
обороны по защите
населения

28
.

Деятельность
МЧС России.

Комбиниро
ванный
урок

Знания основных
задач, решаемых
МЧС России

Владение
характеристиками
основных задач,
решаемых МЧС
России

Умение
характеризовать
основные задачи,
решаемые МЧС
России и
соотносить их со
своими
действиями в
соответствии с
меняющейся
окружающей
обстановкой

29
.

Основные
функции РСЧС.

Комбиниро
ванный
урок

Знания структуры и
функций системы
РСЧС для защиты

Владение
характеристиками
структуры и

Умение объяснять
структуру и
функции системы

31

населения и
территорий от
чрезвычайных
ситуаций

функций системы
РСЧС для защиты
населения и
территорий от
чрезвычайных
ситуаций

РСЧС для защиты
населения и
территорий от
чрезвычайных
ситуаций

Модуль «Основы медицинских знаний»
Тема 9. Оказание первой помощи (4 часа)
30
.

Общие правила
оказания первой
помощи.

Комбиниро
ванный
урок

Знания правил
оказания первой
помощи как
комплекса срочных
мероприятий по
спасению жизни
человека

Владение
правилами
оказания первой
помощи как
комплексом
срочных
мероприятий по
спасению жизни
человека

Умение объяснять
правила оказания
первой помощи
как комплекса
срочных
мероприятий по
спасению жизни
человека

31
.

Первая помощь
при массовых
поражениях
людей. Первая
помощь при
отравлениях.

Комбиниро
ванный
урок

Знание мероприятий,
входящих в комплекс
действий по
оказанию первой
помощи

Понимание и
освоение правил,
входящих в
комплекс
действий по
оказанию первой
помощи

Усвоение правил
оказания первой
помощи при
отравлениях
аммиаком, хлором
и средствами
бытовой химии

32
.

Первая помощь
при попадании
инородного тела в
верхние
дыхательные
пути. Первая
помощь при
отсутствии
сознания и
остановке
дыхания .

Комбиниро
ванный
урок

Знание правил
оказания первой
помощи при
попадании
инородного тела в
дыхательные пути,
при отсутствии
сознания и остановке
дыхания

Владение
правилами
оказания первой
помощи при
попадании
инородного тела в
дыхательные
пути, при
отсутствии
сознания и
остановке
дыхания

Усвоение правил
оказания первой
помощи при
попадании
инородного тела в
дыхательные пути,
при отсутствии
сознания и
остановке дыхания

33
.

Первая помощь
при ожогах,
тепловом ударе и
отморожении.

Комбиниро
ванный
урок

Знание правил
оказания первой
помощи при ожогах,
тепловом ударе и
отморожении

Владение
правилами
оказания первой
помощи при
ожогах, тепловом
ударе и
отморожении

Усвоение правил
оказания первой
помощи при
ожогах, тепловом
ударе и
отморожении

34
.

Итоговое
обобщение.

Урок
обобщения,
систематиз
ации,
контроля
знаний и
32

умений

25

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».