Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Конево Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Акварель» для 1–4-х классов Направление: художественно-эстетическая творческая деятельность Разработал: педагог внеурочной деятельности Блинова И.Н 2023 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа данного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29 мая 2015 года № 996-р; Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31 мая 2021 года № 286; Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленные письмом Минобрнауки от 18 августа 2017 года № 09-1672; основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ с. КОНЕВО, утвержденной приказом от 1 сентября 2023 года № 2, в том числе с учетом рабочей программы воспитания. Рабочая программа студии «Акварель» предназначена для обучающихся 1–4-х классов, имеющих интерес к художественной деятельности. Курс направлен на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству. Цель учебного курса: формирование художественной культуры обучающихся. Задачи учебного курса: развивать осознанное отношение детей к окружающему миру и умение выражать его как в словесной форме, так и художественными средствами; формировать навыки владения различными приемами творческой деятельности: графической работы карандашом, палочкой и тушью, углем, грифелем, кистью и гуашью, работы в мелкой пластике. Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы: личностно-ориентированные: разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка; дидактические: наглядность, связь теории с практикой; творчества (креативности): максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности обучающихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности, умение создавать новое, находить нестандартные решения; деятельностно-ориентированные: освоение обучающимися знаний, умений, навыков преимущественно в форме практической творческой деятельности; вариативности: развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Место учебного курса в плане внеурочной деятельности МБОУ СОШ с.Конево: учебный курс предназначен для обучающихся 1–4-х классов; рассчитан на 1 час в неделю в каждом классе. 1-й класс 2-й класс 3-4 й класс Количество часов 1 1 1 Количество часов в год 33 34 34 Формы проведения занятий учебного курса: беседы; практические занятия; анализ и просмотр репродукций картин, скульптур; самостоятельная работа (индивидуальная, коллективная, групповая). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах изобразительного искусства, стилях, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Содержательные линии курса: живопись; графика; скульптура; народное и декоративно-прикладное искусство. 1-й класс «Радужный мир» Наблюдаем и изображаем осень Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними. Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов Изображение осенних листьев, деревьев, натюрморта из осенних плодов (овощи, фрукты). Упражнение на смешивание красок. Техника работы с гуашью (набивка). Беседа «Осень в изображении русских художников-пейзажистов». Выполнение натюрморта-аппликации. В чем красота зимы? Холодные цвета. Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок. Изображение зимних деревьев, снежных узоров. Составление сюжетной композиции Знакомство с новыми техниками изображения (набрызг). Упражнение на смешивание красок. Экскурсии. Какого цвета весна и лето? Рисуем весеннюю природу акварелью и гуашью. Знакомство с новыми техниками изображения – монотипией и «по сырому». Изображение птиц, весенних цветов. Составление сюжетной композиции. Знакомство с симметрией при рисовании насекомых. Знакомство с новыми техниками изображения (растяжка). Экскурсии. 2-й класс «Мы учимся быть художниками» Золотой листопад Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними (акварель, гуашь, пастель). Основы цветоведения. Цвет в окружающей среде. Основные и дополнительные цвета. Основы рисунка. Роль рисунка в творческой деятельности. Рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных. Понятия «ритм», «симметрия», «асимметрия», «уравновешенная композиция». Основные композиционные схемы. Упражнение на смешивание красок. Техника работы с гуашью (набивка, растяжка, набрызг). Беседа «Осень в изображении русских художниковпейзажистов». Составление пейзажных композиций, узоров с использованием различных техник изображения. Идет волшебница зима! Идёт Волшебница-зима Холодные цвета. Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок. Изображение зимних деревьев, снежных узоров. Составление сюжетной композиции Знакомство с новыми техниками изображения (набрызг). Упражнение на смешивание красок Мир в котором мы живем Умение всматриваться, видеть, быть наблюдательным. Умение фантазировать. Весеннее пробуждение 3-й 4-й класс «Мы-художники» Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними. Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка. Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка. Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии. Гравюра на картоне. Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт. Связь с рисунком, композицией, живописью. Экскурсии. Беседы по картинам русских художников. Составление сюжетной композиции Упражнение на смешивание красок. Техника работы с гуашью (набивка, растяжка, набрызг). В гостях у осени В мире сказки В гостях у чародейки –зимы Мир в котором мы живем Весна-красна! ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: · определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; · учиться высказывать своё предположение (версию) ; · с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; · учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; · выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона; Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности. · учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов. Познавательные УУД: · ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; · добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; · перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; · перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; · преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы. Коммуникативные УУД: · донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях; · слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественнотворческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Предметными результатами изучения программы является формирование следующих знаний и умений. Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое. По художественнотворческой изобразительной деятельности: знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа. Линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика. Уметь реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний. По трудовой (технико-технологической) деятельности учащиеся научаться: 1-2 классы - высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративноприкладного искусства ( что больше всего понравилось , почему, какие чувства, переживания может передать художник); -стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов; -без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги; -использовать формат листа ( горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом; -использовать навыки компоновки; -передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения; -передавать пространственное отношение ( изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних – выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.д.); -применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов ( акварель, гуашь, пастель, тушь и др.), уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура; -менять направление штриха, линии. Мазка согласно форме; -составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических форм; -лепить несложные объекты ( фрукты, животных, человека, игрушки); -составлять аппликационные композиции из разных материалов. 3 -4класс -видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках; выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета; -анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого; -пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. В рисовании на темы и с натуры; -передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете; -применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности. Делать по наблюдению и с натуры зарисовки человека, отдельных предметов; цветом передавать пространственные планы; -изображать природу и постройки, передавая их расположение в пространстве; пользоваться техникой аппликации; -конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями; -передавать свое отношение к изображаемым событиям, используя для этого возможности композиции, рисунка, цвета; -свободно включаться в беседу во время просмотра слайдов, репродукций; -выполнять собственную работу с учетом общего коллективного замысла; участвовать в групповой работе при создании коллективного панно; -проводить экскурсию по выставке работ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ1-й класс ЭОР перечень тем, планируемых для освоения учениками; № раздела Наименование раздела Количество часов количество академических часов, отводимых на освоение каждой темы; информацию об электронных учебно-методических материалах, которые можно использовать при изучении каждой темы 1 Наблюдаем и изображаем осень 10 2 В чем красота зимы? 12 РЭШ МЭШ 3 Какого цвета весна и лето? 11 Всего за год «Яндекс.Учебник» 33 2-й класс № раздела Наименование раздела Количество часов 1 Золотой листопад 9 2 Идет волшебница зима 8 3 Мир в котором мы живем 8 4 Весеннее пробуждение 9 Всего за год ЭОР РЭШ МЭШ «Яндекс.Учебник» 34 3-4 й класс № раздела Наименование раздела Количество часов ЭОР 1 8 РЭШ В гостях у осени 2 В мире сказки 4 3 В гостях у чародейки-зимы 9 4 Мир в котором мы живем 6 5 Весна-красна! 7 Всего за год 34 МЭШ «Яндекс.Учебник» ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс № Тема урока п/п Количество часов Дата Виды, изучения формы всего контрольные практические контроля работы работы 1. «Знакомство с королевой Кисточкой». 1 0 1 Практическая работа; 2. Что могут краски? 1 0 1 Практическая работа; 3. Красота осеннего леса 1 0 1 Практическая работа; 2 0 1 Практическая работа; 4-5. Веселый гриб 6. Красота осенних листьев 1 0 1 Практическая работа; 7. Силует дерева 1 0 1 Практическая работа; 8. Осенний листопад 1 0 1 Практическая работа; Тестирование; 9. Краски осени 1 0 1 Практическая работа; 10. Грустный дождик 1 0 1 Практическая работа; 11. Снежные узоры 1 0 1 Практическая работа; 12- Красота зимнего леса 13. 2 0 1 Практическая работа; 14. Портрет Снегурочки 1 0 1 Практическая работа; 15. К нам едет Дед Мороз 1 0 1 Практическая работа; 16. Елочка красавица 1 0 1 Практическая работа; 17. Дом Дед Мороза 1 0 1 Практическая работа; 18. Дерево в зимнем уборе 1 0 1 Практическая работа; 19- Зимние забавы 20. 2 0 2 Практическая работа; 21- Птичья столовая 22. 2 0 2 Практическая работа; 23. Первоцветы 1 0 1 Практическая работа; 24. Прилет птиц. 1 0 1 Практическая работа; 25- Портрет красавицы 26. Весны 2 0 2 Практическая работа; 27 Верба цветет 1 0 1 Практическая работа; 28- Весенний день 29. 2 0 2 Практическая работа; 30- Разноцветные букашки 31. 2 0 2 Практическая работа; 32. Лето здравствуй! 1 0 1 Практическая работа; 33. Маленькая галерея. 1 0 1 Практическая работа; Общее кол-во часов по программе 33 2 класс 1. Воспоминания о лете 1 0 1 Практическая работа; 2. Осенние цветы 1 0 1 Практическая работа; 3. Лес точно терем расписной 1 0 1 Практическая работа; 4. Красота осенних листьев 1 0 1 Практическая работа; 5. Костер рябины красной 1 0 1 Практическая работа; 6 Осенний узор 1 0 1 Практическая работа; 7-8. Золотой листопад 2 0 1 Практическая работа; Прощание с летом 1 0 1 Практическая работа; 10. Красота зимнего леса 1 0 1 Практическая работа; 11. Морозные узоры 1 0 1 Практическая работа; 12- Снегопад 13. 2 0 2 Практическая работа; 14- Зимние забавы 15. 2 0 2 Практическая работа; 16. Новогодняя елка 1 0 1 Практическая работа; 17. Терем Снежной королевы 1 0 1 Практическая работа; 18. Зимняя сказка 1 0 1 Практическая работа; 19. Создай историю из предметов 1 0 1 Практическая работа; 20. Орнамент из геометрических фигур 1 0 1 Практическая работа; 21. 1 0 1 Практическая работа; 9. Городецкие цветы 22. Городецкие птицы 1 0 1 Практическая работа; 23- Роспись посуды 24. 2 0 2 Практическая работа; 25. Открытка для мамы 1 0 1 Практическая работа; 26. Первые проталины 1 0 1 Практическая работа; 27- Весна!Весна! 28. 2 0 2 Практическая работа; 29. Ромашковое поле 1 0 1 Практическая работа; 30. Скоро лето красное 1 0 1 Практическая работа; 31- Березовая роща 32. 2 0 2 Практическая работа; 33. Искусство своими руками 1 0 1 Практическая работа; Общее кол-во часов по программе 34 1. Впечатление о лете 1 0 1 Практическая работа; 2. Снова осень стоит у двора 1 0 1 Практическая работа; 3-4. Осенний натюрморт 2 0 2 Практическая работа; 5-6. Дары осени 2 0 2 Практическая работа; 7-8. Золотая осень 2 0 2 Практическая работа; 9-10. Иллюстрация к сказке «Вершки и 2 корешки 0 2 Практическая работа; 11- Иллюстрация к сказке 2 12. «Лягушка –путешественница» 0 2 Практическая работа; 13. Первый снег 1 0 1 Практическая работа; 14. Зима в лесу 1 0 1 Практическая работа; 15- Помощники Деда Мороза 16. 1 0 1 Практическая работа; 17- Иллюстрация к сказке 18. «Серебрянное копытце» 2 0 2 Практическая работа; 19- Зимние забавы 20. 2 0 2 Практическая работа; 21- Иллюстрация к сказке Два 22. Мороза 2 0 2 Практическая работа; 23. Создай историю из предметов 1 0 1 Практическая работа; 24. Золотая хохлома 1 0 1 Практическая работа; 25. Откуда пришла Матрешка 1 0 2 Практическая работа; 26. Платок для мамы 1 0 1 Практическая работа; 2 0 2 Практическая работа; 29. Встречаем весну 1 0 1 Практическая работа; 30. Весенний букет 1 0 1 Практическая работа; 31. Белая береза 1 0 1 Практическая работа; 32- Встречаем лето 33. 2 0 2 Практическая работа; 34. Искусство своими руками 1 0 1 Практическая работа; 2728. Загадочный космос Общее кол-во часов по программе 34