РП Спасатель.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодёжной политики Свердловской
области.
Управление образования Невьянского муниципального округа
МБОУ СОШ с. Конево

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании
педагогическом совете
протокол №1

Директор МБОУ СОШ
с. Конево

«28» августа 2025 г.

Каракина Н.В
Приказ № 92-ОД от «28»
августа 2025 г.

________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СПАСАТЕЛЬ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССА
Срок освоения 1 год

с. Конево 2025

Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с нормативными документами
(Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации»,
Конвенцией о правах ребенка, Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»,
«Примерными
требованиями к программам дополнительного образования детей», изложенными
в Приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и
социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844,
СанПиНов 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций
дополнительного
образования
детей»,
должностными
инструкциями педагога дополнительного образования, Уставом и программой
воспитания МБОУ СОШ с.Конево.
Программа разработана в соответствии со следующими законами и
нормативными
документами,
регламентирующими
деятельность
по
профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и пропаганде
безопасности дорожного движения:
• Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (в
последней редакции);
• Федеральный
закон «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от
21.05.1999 г.;
• Правила дорожного движения РФ (в последней редакции);
• Комментарии
к Правилам дорожного движения Российской
Федерации;
Программа
«Спасатель»
(«ЮИД»)
относится
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
социальнопедагогической направленности. Предназначена для обучающихся в возрасте 1012 лет.
Срок реализации программы – 1год.
Форма обучения – очная.
Тип программы: общеразвивающая
Программа направлена на развитие навыков безопасного поведения на улице, как
законопослушных участников дорожного движения.
Актуальность программы
Сфера дополнительного образования играет большую роль в
развитии ребенка. Она расширяет его кругозор, позволяет реализовать
творческие возможности, определиться с выбором будущей профессии.

Освоение правил безопасного поведения на дороге помогает детям уже в раннем
возрасте сформировать активную жизненную позицию.
Несмотря на то, что движение ЮИД (юные инспекторы движения)
существует уже более 40 лет, это направление актуально и востребовано и
сейчас для детей младшего и среднего школьного возраста. Оно мобильно в
своей деятельности и результативных характеристиках, способно реализовать
спектр творческих возможностей и эмоциональных потребностей ребенка. В
ходе работы по программе реализуется целый ряд, обучающих, развивающих и
воспитательных задач. Дети осваивают навыки инспектирования, учатся
работать в команде и выполнять индивидуальные задания, развивают в себе
такие качества личности, как коммуникабельность, эрудиция, ответственность и
т.п.
Проблема безопасности дорожного движения в целом и детского дорожнотранспортного
травматизма
в
частности
возникла
с
появлением
первого автотранспортного средства. С каждым годом число автомобилей на
дорогах растет, движение становится все более интенсивным, маленькому
человеку все сложнее разобраться и сориентироваться в движущемся потоке
машин и пешеходов.
В России ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий
гибнет порядка восемнадцати тысяч человек, около 500 из них дети и более 210
тысяч получают травмы, в том числе около 15 тысяч детей и подростков до 16
лет.
К этой трагедии приводят незнание или безответственное несоблюдение
основных правил дорожного движения, отсутствие элементарной культуры
поведения на дороге, уважительного отношения участников движения друг к
другу. Если даже ребенок, попавший в ДТП, не получил серьезных физических
травм, ему пришлось пережить такое морально-психологическое потрясение, что
его негативные последствия останутся в душе у пострадавшего на всю жизнь.
Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, уверенно, безопасно в мире
спешащих людей и машин, необходимо с детства учить его правилам поведения
в этом мире. В свете складывающейся ситуации становится все более
очевидным, что систему деятельности по изучению и пропаганде правил
дорожного движения, агитации, профилактике и предупреждению детского
дорожно-транспортного травматизма необходимо развивать и совершенствовать.
Чем раньше начнется процесс обучения правильным действиям на улице и
дороге, тем шире будет возможность воспитания грамотного пешехода и
значительного уменьшения дорожно-транспортного травматизма среди детей и
подростков. Этой необходимостью и объясняется актуальность дополнительной
образовательной программы «Спасатель» («Юные инспекторы дорожного
движения»).
Адаптация программы проведена в соответствии с возрастом обучающихся
и теми условиями образовательного пространства, которые складываются на
сегодняшний день в нашем регионе.
Цели и задачи
Основная цель
программы –
создание
условий
для
развития
гражданственности школьников, воспитания культуры поведения на улицах и
дорогах, привлечения детей к организации пропаганды изучения и выполнения
правил дорожного движения.

Для реализации этой цели в ходе обучения необходимо решить целый
ряд воспитательных, развивающих, обучающих и организационно практических задач, в число которых входят:
-развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
-создание
условий
для
социального,
культурного
и
профессионального самоопределения, а так же творческой самореализации
личности ребенка через деятельность в отряде ЮИД;
-развитие качеств личности и способностей обучающегося, способствующих
наиболее полному раскрытию его как юного помощника инспекторов ГИБДД
(коммуникативных качеств,
эрудированности,
наблюдательности,
аналитических
способностей
и
т.д.),
мотивация
обучающихся
к
совершенствованию через развитие целого спектра творческих навыков;
-формирование «Я» - концепции, адаптация к социуму;
-развитие потребности в социальной инициативе и гражданской позиции;
-всестороннее развитие творческих способностей посредством
совместного социального творчества.
Также для достижения поставленной цели необходимо решение следующих
задач:
Обучающие:
-повысить уровень знаний обучающихся по ПДД РФ;
-способствовать выработке навыков правильного поведения на улицах и
дорогах, навыков по оказанию первой доврачебной помощи;
-способствовать приобретению навыков социально значимой
деятельности (волонтерской, пропагандистской и пр.) по профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма.
Развивающие:
-развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
-способствовать развитию у детей и подростков быстроты реакции,
внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия,
логического мышления, самообладания, находчивости, иных личностных
качеств, способствующих улучшению поведения на улицах и дорогах.
Воспитательные:
-воспитывать дисциплину и ответственность за свое поведение на дороге;
-формировать навыки культуры поведения в транспорте, навыки дорожного
этикета;
-формировать сознательное и ответственное отношение к собственной жизни и
здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Решение данных задач способствует не только достижению поставленной
программой цели, но и создает условия для формирования компетентностей,
принятых в нашей образовательной системе.
Данная дополнительная образовательная программа способствует:
-умственному развитию - обучающиеся закрепляют знания по безопасности
дорожного движения, учатся логически выстраивать свои мысли и грамотно их
излагать, обобщать полученную информацию, выстраивать диалог;
-нравственному воспитанию - через занятия у учащихся формируется
культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки
безопасного поведения на дороге, формируется общая система ценностей уважительное
отношение
к
людям, развитие
личностных
качеств

(самостоятельности, аккуратности,), личной ответственности за поведение на
дороге, за сохранение собственной жизни и здоровья, их дисциплинированности
как участников дорожного движения;
-эстетическому воспитанию - участвуя в художественных, литературных,
иных творческих конкурсах, учащиеся повышают свой общекультурный
уровень.
Возраст обучающихся
Данная программа рассчитана на обучение детей 10-12 лет. Поскольку
именно в этом возрасте начинается осознанное формирование личности ребенка,
дети могут осваивать теоретические и практические знания, умения, навыки,
связанные с деятельностью юных инспекторов движения, в том числе и
технические. В группе предполагается не более 10-15 человек, набор свободный,
состав постоянный. Группа детей одного возраста.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на один год и содержит 34 часа из расчета 1 час
занятий в неделю.
Формы и режим занятий
По форме проведения занятий программа предполагает групповую работу,
проведение массовых мероприятий, акций.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
В итоге обучения правопослушному и безопасному поведению на улицах,
дорогах и в транспорте учащиеся должны знать:
•

опасные места вокруг школы, дома, на улицах и дорогах;

•

безопасные участки улиц и дорог в селе;
типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным
случаям и авариям;
опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и
освещением;

•

•

•

места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых
коньках, самокатных средствах, санках и т.п.;

•

название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых
знаков для водителей;

Правила:
•

перехода улиц и дорог по сигналам светофора;

•

перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;

•

перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и
светофоров в зоне видимости;

•

воздержания от перехода дорог и улиц при приближении транспортных
средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и
специальным звуковым сигналом;

•

движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии — по
обочине и краю проезжей части со взрослыми);

•

движения группы детей в сопровождении взрослых;

•

этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со
взрослыми;

•

безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно
выезжать на улицы и дороги.

•
•
•

Способы проверки усвоения программы
тестирование;
анкетирование;
решение практических заданий на знание ПДД.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце 1 полугодия
учебного года с 15 по 25 декабря.
Формы проведения промежуточной аттестации могут быть следующие:
контрольное занятие, итоговое занятие, тестирование, зачет.
Результатом промежуточной аттестации являются низкий, средний или
высокий уровни освоения детьми дополнительной образовательной программы:
Низкий уровень - деятельность выполняется по образцу с погрешностями;
Средний уровень-деятельность выполняется по образцу , качественно,
аккуратно;
Высокий уровень- проявляется творческое отношение к выполнению той
или иной деятельности.
Проведение итоговой аттестации обучающихся осуществляется педагогом
дополнительного образования с 15 по 26 мая.
Календарно-тематический план
№.
занятия
1-2
3

4
5

6

План

Факт

Теоретическая част
История появления ПДД и
автомобиля
Село, в котором мы живем. Улица,
дорога и их составляющие.
Безопасный путь в школу.
Основные понятия и термины ПДД
Какой бывает транспорт, кого
называют водителем, пассажиром,
пешеходом.
Права и обязанности,ответственность
участников дорожного движения.

Общее
количество
часов
2
1

1
1

1

7-8

ГИБДД –порядок на дороге!

2

9-10
11

ЮИД- помощники ГИБДД
Причины дорожно-транспортных
происшествий и их последствия.
Соблюдение ПДД в разные времена
года
Акция-как форма профилактики
детского дорожно-транспортного
травматизма
Наш друг светофор
Правила движения пешеходов
Элементы улиц и дорог
Виды перекрестков. Правила
безопасности.
Перевозка пассажиров на авто и мото
транспорте.
ПДД для велосипедистов
Устройство велосипеда
Обязанности пассажиров

2
1

21
22-24
25

Знаки дорожного движения
Сигналы светофора и регулировщика

3
1

26
27-28

Инспектор ГИБДД в гостях у ребят.
Ситуации «ловушки»

1
2

29-31
32-33

Основы доврачебной помощи
Агитационная работа в школе.
Безопасное лето.
Итоговая аттестация

3
2

12
13

14
15
16
17
18
19
20

34
ИТОГО:

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
34

Список литературы:
1. Правила дорожного движения РФ.
2. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В., Новиков А.В. Пешеход на
дороге. Сосунова Е.М., Форштат M.J1. Учись быть пешеходом.
Учебнометодическое пособие для учителей начальной школы, 4.1 и 4.2. - СПб:
ИД «МиМ». -1997.
3. Воробьёв В.Д. Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс. – Москва.:
Астрель – АСТ 2005.
4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2011/11/15/dorogavshkolu-i-domoy
5. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2020/02/04/klassnyychasdoroga-i-ee-chasti
6. https://infourok.ru/beseda-s-detmi-dlya-chego-nuzhno-znat-i-vipolnyat-

praviladorozhnogo-dvizheniya-3150054.html
7. https://www.maam.ru/detskijsad/kogo-nazyvayut-peshehodomvoditelempasazhirom.html
8. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/01/23/vneurochnoe-zanyatiepokursu-ya-peshehod-i-passazhir-dlya-1
9. https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/50024-prezentaciya-dorozhnye-znaki-1klass.html
11. https://infourok.ru/klassniy-chas-pochemu-deti-popadayut-v-dorozhnieavarii3328936.html
12. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnayarabota/2020/05/21/istoriyavozniknoveniya-pravil-dorozhnogo
13. https://multiurok.ru/files/konspiekt-zaniatiia-po-pdd-vidy-transportnykh-srie.html
14. https://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/pravila-bezopasnogo-povedenijanadoroge/beseda-po-pd-na-temu-gibd-i-dps-2-klas.html
15. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnayarabota/2015/12/29/vneurochnoezanyatie-vo-2-klasse-po-pdd-signaly
16. https://урок.рф/library/klassnij_chas_ti_velosipedist_145851.html
17. https://multiurok.ru/files/klassnyi-chas-novoe-o-svetoforakh.html
18. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/10/
19. https://infourok.ru/klassniy-chas-po-pdd-pravila-ezdi-na-velosipede-671345.html
20. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/62523-chto-ja-znaju-o-pdd
21. https://юидроссии.рф/uid/history
22. https://infourok.ru/istoriya-vozniknoveniya-dorozhnih-znakov-562211.html
23. https://infourok.ru/_dvizhenie_uchaschihsya_v_gruppe_i_v_kolonne-445623.htm
24. https://tak-to-ent.net/load/319-1-0-7133
26. https://infourok.ru/klassniy-chas-po-pdd-signali-svetofora-s-dopolnitelnimisekciyamisignali-regulirovschika-1440302.html
27. https://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-mihailovna-balakina/-chrezvychainye-situacinatransporte.html
28. https://юидроссии.рф/documents/multimedia-materials/ (Правила дорожного
движения для пешеходов)
29. https://multiurok.ru/files/klassnyi-chas-naznachieniie-nomiernykhopoznavatie.html
30. https://infourok.ru/prezentaciya-po-obzh-rabota-voditelya-i-povedeniepeshehoda2716731.html
31. https://юидроссии.рф/documents/multimedia-materials/ (Подросток - Права,
Обязанности и Ответственность
32. https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2017/11/19/klassnyychaspravila-dorozhnogo-dvizheniya-6-klass
.https://юидроссии.рф/documents/multimedia-materials/
(Оказание первой
помощи)
33. https://юидроссии.рф/documents/multimedia-materials/ (Правила Дорожного
Движения для пассажиров)
34. https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2014/01/19/viktorina-popddznay-umey-soblyuday
35. https://urteks.ru/articles/articlesr1/articles23/
36. http://www.dddgazeta.ru/school/zebramania/1688/
37. http://partizansky.krskstate.ru/page6863/page6973

38. https://infourok.ru/material.html?mid=57718
39. https://юидроссии.рф/documents/multimedia-materials/ (Правила Дорожного
Движения для велосипедиста)
40. https://юидроссии.рф/documents/multimedia-materials/ (История Правил
Дорожного Движения)
41. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/03/26/istoriyaavtomobilyaot-kolesa-do-nashikh-dney
42. https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2013/08/10/klassnyy-chaspopdd-tormoznoy-i-ostanovochnyy-put
43. https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2017/12/10/klassnyy-chastemarazmetka-proezzhey-chasti-ulits-i
44. https://юидроссии.рф/documents/multimedia-materials/ (Правила Дорожного
Движения для пешеходов)
45. https://infourok.ru/scenariy-vneklassnogo-meropriyatiya-v-klasseformiregulirovaniya-dvizheniya-1750818.html
46. https://infourok.ru/disciplina-na-doroge-put-k-dorozhnoy-bezopasnosti1040656.html
47. https://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2020/01/30/klassnyychaspravovoe-vospitanie-uchastnikov
48. https://sprint-olympic.ru/uroki/obzh/93958-pravila-i-bezopasnost-dorojnogodvijeniiasobludenie-mer-predostorojnosti-i-trebovaniia.html 24
49. http://900igr.net/prezentacija/obg/pravila-dorozhnogo-dvizhenija-glazamiuchenika134891/opasnye-situatsii-po-vine-peshekhoda-5.html
50. https://uchitelya.com/obzh/169638-prezentaciya-prichiny-i-posledstviya-dtp.html
51. https://videouroki.net/razrabotki/piervaia-dovrachiebnaia-pomoshch-pri-dtp.html
52. https://kopilkaurokov.ru/obzh/uroki/razrabotka-uroka-po-pdd-dlia-9klassapierievozka-ghruzov
53. http://k-a-t.ru/mdk.01.01_elektro/50-fary/index.shtml
54. https://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-teme-dvizhenie-v-temnoe-vremya-sutokvnepogodu-3440012.html
55. https://pandia.ru/text/79/272/28756.php
56.http://obj.moy.su/index/29_motovelosiped_i_moped_motocikl_pravila_polzovanija
_i_ dvizhenija/0-46
57. http://plan-koncpect.ru/proezd-perekrestkov-proezd-peshehodnyhperehodovostanovok-marshrutnyh-transportnyh-sredstv-zh-d-pereezdov/
58. https://school.kontur.ru/publications/1891
59. https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/library/2013/02/28/meropriyatiepo-profilaktike-detskogo-dorozhno
60. https://tak-to-ent.net/load/355-1-0-7992
61. https://studopedia.su/11_30659_urok--dvizhenie-po-zagorodnim-dorogam.html
62. https://multiurok.ru/files/klassnyi-chas-v-11-klasse-na-temu-zakon-obezopasn.html 63.https://studopedia.su/11_30659_urok--dvizhenie-po-zagorodnimdorogam.html
64.https://studwood.ru/991283/bzhd/vozhdenie_temnoe_vremya_razlichnyh_pogodny
h_u sloviyah
65. https://studopedia.su/11_30658_urok--dvizhenie-transportnih-sredstv.html
66. https://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-pdd-tormoznoi-i-ostanovochnyipu.html

67. https://tepka.ru/OBZh_11/16.html 71.
68.https://tepka.ru/OBZh_11/23.html
69. https://uchitelya.com/pedagogika/58176-klassnyy-chas-pravila-ezdy-navelosipede-5- klass.htm


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».